ГлавнаяРегистрацияВход МОЯ СЕМЬЯ
Суббота, 20.04.2024, 07:44
Форма входа


           Татаринов Алексей Сергеевич - наш отец.

15 ЛЕТ

Родился 6 марта 1926 года в Ардатове. Его мать (наша бабушка) Лида воспитывала его практически, одна, т.к. его отец Сергей пил и не участвовал в воспитании сына. Детство прошло в маленьком деревянном домишке с  земляными полами. Учился наверняка хорошо, потому что затем в Авиационном училище в г. Ейске учился только на отлично.

 Когда началась война, отцу нашему было 15 лет. В это время,   в Мордовию были эвакуированы жители Ленинграда. Их расселяли среди местного населения.  По соседству с домом

б. Лиды, поселилась семья Грязновых. Со своим ровесником Игорем Грязновым, Лёшка подружился, как потом оказалось, на всю жизнь. Как и все мальчишки страны, мечтали «пойти в лётчики». И начали осуществлять свою мечту. Как раз в это время по всей стране шёл усиленный набор в лётные школы. Приехали за пополнением и в Ардатов. Многие ребята хотели попасть в эти школы, но был очень строгий отбор по здоровью. Алексей, его новый друг Игорь Грязнов и троюродный брат Колянов Геннадий прошли эту комиссию и поехали в с. Борское Куйбышевской обл. учиться в 3-ей школе морских лётчиков.

Ейское училище на новом месте базирования в с. Борское Куйбышевской области столкнулось с  трудностями. Вновь пришлось отстраивать служебный и жилой фонды, создавать аэродромы. Вскоре в училище начала осуществляться бесперебойная подготовка авиационных кадров для действующих флотов.

     

            Вот  в это время летом 43 года и появились там трое  семнадцатилетних мальчишек из Ардатова. Проучились в Борском 2 года. Мы ничего не знаем о жизни отца в то время, но понять, как всё происходило, можно из рассказа выпускника Борисоглебской школы пилотов:

  


«1942год. В училище первокурсников переодели в военную форму, выдав в качестве обуви ботинки с обмотками. Как же мы с ними намучились, пытаясь одеться и намотать их за те две минуты, что отводились на подъем по тревоге!

И вот 1 апреля, мы в школе и проходим курс молодого бойца, то есть маршируем. Восемьдесят курсантов маршируют по небольшой площадке на окраине Борисоглебска. Задорно звучит любимая авиационная песня:

                         Там, где пехота не пройдет,

                         Где бронепоезд не промчится,

                         Тяжелый танк не проползет,

                         Там пролетит стальная птица.

       Меня возмущали ежедневная строевая подготовка, все эти бесцельные повороты направо, налево, кругом. Так хотелось быстрее начать полеты – ведь для этого все мы и приехали сюда! Но никто не возражал. Мы уже начали становиться военными и привыкали подчиняться.

     Дежурные принесли бачки с пшенной кашей и воблой. Была среда – Ворошиловский день. В этот день курсантам давали только кашу и воблу три раза в день, а на обед еще и гороховый суп. Видимо, это должно было приучать курсантов к тяготам военной службы. Но для большинства из нас, проведших свои юные годы в полуголодном состоянии, воинский паек, даже пшенная каша казались манной небесной.

     Скорее бы окончился вводный курс, обязательные два месяца строевых и уставных занятий, когда из вчерашних мальчишек, поступивших в училище, вышибали расхлябанность, приучали к воинской дисциплине, воспитывали единый коллектив. Процесс этот трудный как для воспитателей, так и для воспитуемых».

По-видимому, тогда и заложились у отца такие качества, как дисциплина, стремление к порядку и ясности, чего онвсегда пытался добиться от жены и детей. 

                                                               Учебные полёты -отец второй слева

      

 11 октября 1943 года училище получило приказ вернуться в Ейск. Там наш отец продолжил учёбу уже в  в Ордена Ленина Военно-Морском Авиационном училище.  Закончили его в 1949 году. О годах учёбы отца известно очень мало. Отец учился в 6 авиаполку. Шестой полк – морской, выпускал вторых пилотов на американских лодках, на «Каталинах».

Со времен учебы у него осталось множество фотографий, где все они молодые, красивые, счастливые. Существует сайт сайт Ейского училища. evvaul.com.  Там много интересного про их братство. Благодаря выпускникам 49 года, разместившим на сайте свои рассказы об учёбе и жизни в училище, можно представить жизнь нашего отца.

               История Ейского авиаучилища непосредственно связана с историей зарождения морской авиации, с историей отечественного самолётостроения. В июле 1915 года на Гутуевском острове в Петрограде, была открыта первая в России офицерская школа морской авиации. В 1919 году она передислоцировалась в Самару. авиации.

В 1922 году Объединённая школа морской авиации из Самары перебазируется в Севастополь в Круглую бухту. Перебазирование в Килен-бухту, затем в бухту Голландия.  В небе Севастополя стало тесно. Поэтому было приказано перебазировать школу в район Ейска.

 С июля 1931 г. школа обосновалась на Кубани, перешла в подчинение СКВО.

 

Ейская школа морлётов представляла собой монолитный творческий коллектив, стала широкопрофильным учебным заведением. Здесь готовили лётчиков на самолётах И-15, И-16, СБ, МРБ-2 и других,

20 апреля 1937 года объявляется приказ народного комиссара обороны СССР о преобразовании школы в военно-морское авиационное училище.Курсант Алексей Татаринов у доски

В суровые годы Великой Отечественной войны авиаторы училища, как и все советские люди, воспитанные Коммунистической партией в духе беззаветной преданности Родине, не пощадили ни своих сил, ни самой жизни  для победы над немецко-фашистскими захватчиками.

В сентябре 1941 года училище перебазировалось в Моздок.

В августе 1942 года снова переезд. Теперь в село Борское Куйбышевской области.

Враг изгонялся с Советской земли. 11 октября 1943 года училище получило приказ вернуться в Ейск. Здесь были превращены в руины учебный корпус, ангары, Дом Красной Армии и Флота, жилые дома. Нужно было всё восстанавливать. На училище легла ответственность за противовоздушную оборону города. На аэродроме находилось в постоянной готовности звено истребителей. На берегу дежурили пять зенитных батарей. Обслуживали их курсанты. Продолжалась подготовка кадров, своими силами восстанавливали здание штаба, учебно-лётного отдела, кубриков.

Из книги выпускника Ейского училища Марка Эдельштейна «Евангелие от Марка»: 47год

            

Перед увольнением в город           

увольнение "Громадное здание училища еще только восстанавливается, но уже построен прекрасный большой стадион, уже действует громадный, как говорили – самый большой в стране, открытый бассейн, наша команда по водному поло – чемпион ВМС и чемпион страны, а ведь в ней играли не механики, не курсанты. И даже не летчики-инструкторы! Во всяком случае, ВМАУ им. Сталина было в то время одним из самых больших, и самых лучших.

 Приехал я в Ейск в начале августа 1947-го года.   Все абитуриенты жили в здании старой бани, недалеко от входа в училище. Все помещения были забиты двух или даже трехъярусными койками. Состав абитуриентов ежедневно менялся. Ежедневно работала мед. комиссия, не прошедшие ее уезжали, и ежедневно приезжали новые.

 А проваливались на комиссии подавляющее большинство. Ежедневно вызывались по списку по 20-25 человек, а успешно проходили комиссию, бывало, пять, а бывало и три человека, а набрать надо было 250-300 курсантов.

С первого дня ставили на  довольствие, на трехразовое питание. Все были страшно голодные, и жили от завтрака до обеда, и от обеда до ужина. Время-то было послевоенное, голодное, мало кто ел досыта до приезда сюда. Потом были экзамены. Если память мне не изменяет, то был диктант, письменная математика и,  кажется, физика. Но так как по здоровью народ отбирался с великим трудом, то экзамены были пустой формальностью. И только потом, в процессе занятий обнаруживалось,                

что у некоторых знания были, чуть ли не на уровне трех-четырех классов, эти быстро отсеялись. Принятые перебирались в здание училища, в кубрик, получали рабочую одежду, бескозырку без ленточки,  и рабочие ботинки-гавы (сокращенно от говнодавы), и с утра до вечера вкалывали на строительстве, вернее – на восстановлении родного училища.

       Потом был месяц карантина и полтора месяца курс молодого матроса, ничем не запомнившиеся: работа на стройке, и строевая подготовка.  А потом, шестого ноября торжественная присяга. Получили полную матросскую форму, блестящие хромовые ботинки, ленточку на бескозырку с надписью – Военно-Морское авиа-училище!  Знай наших!   И переход на курсантскую девятую норму.  Это был очень важный для нас момент! Мы же все были голодные, отощавшие. И – первое увольнение в город, которое все использовали, конечно, для того, чтобы сфотографироваться.

   Да, вот что мне еще запомнилось. В столовой был громадный зал, где питался, в две смены,  весь курсантский состав, но кроме шестого полка. А мы кушали в отдельной комнате, где столы были не на двенадцать человек, как в зале, а на четверых.  На столах белые скатерти, обслуживают нас, курсантов, матросов, официантки!!

Мы тогда не задумывались о причинах. Хорошо, и все!   Это уже спустя много лет я задумался об этом.  Думаю, что это дань традиции. Школа морских летчиков, морская авиация начиналась с гидроавиации, как она тогда называлась. А мы, лодочники, были «последними из могикан». Наверно поэтому нас так и баловали».


Морская авиация:

История её-                                         

страницы пожелтевших документов.

Как сложно проходило становление твоё,

Как много в нём

трагических моментов.   

  

 
ВМОЛАУ, ейское авиационное училище, ейское училище лётчиков, ейское военное училищеПодпись на фото рукой отца:
« Март месяц 1947  г.  ВМОЛАУ
Почти четыре года тому назад вот эти самые деятели ушли во флот.
 Решили посвятить свою жизнь морской авиации.
Кто угадает, о чём думает каждый из них?»

Грязнов Игорь, Татаринов Алексей и ?



Рассказ Ирины:
      «После окончания техникума, я попала по распределению в г. Апатиты, Мурманской обл. В письмах отец просил, чтобы проезжая через Ленинград, обязательно навестила его друга по училищу и службе, Грязнова Игоря. Прибыв на вокзал, я позвонила и услышала в трубке радостный крик: «Что? Дочь Лёшки Татаринова? Стой, где стоишь, никуда не двигайся, я сейчас приеду!»

     Через 20 мин. д. Игорь уже обнимал меня и радостно рассматривал. Поехали к ним домой. Познакомилась с т. Аней, дочерью Верой и сыном Валерой. На следующий день д. Игорь повёз меня в Петродворец. Как раз было открытие сезона, первый день работали фонтаны. Запомнилось на всю жизнь. Больше не удалось там побывать, но за тот день спасибо д. Игорю.
        Это посещение было кратким, но через пару лет встретились снова. Мы с Сашей решили пожениться за день до его отъезда к новому месту службы п. Глебычево, Выборгского р-на, Ленинградской обл. Поехали вместе, но в Прибылово въезд был по пропускам, т.к. это пограничная зона. Я поехала в Ленинград. Жила у Грязновых.Через пару дней приехал Саша, и мы уехали. После этого, живя в Прибылово, неоднократно приезжала к Грязновым, и всегда меня встречали, как родную».

                                                                    

     

            











верхний ряд слева наш отец перед полётами.

Окончил Ейское училище в январе 1949 года и был направлен на службу на Тихоокеанский флот в Софийск-на-Амуре. Туда же попали и многие его друзья и сокурсники.

Далее: Служба на ТОФ в Софи

  Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz